Куроводство к действию

Фильтры

Регион

Новости

Куроводство к действию

Время от времени российскими властями овладевает навязчивая идея заместить импортные товары продукцией отечественного производителя. Сильный приступ импортозаместительства "Власть" зафиксировала год назад. На днях случилось очередное обострение.

14 января на совещании в Ленинградской области глава правительства Владимир Путин выступил с развернутой лекцией об импортозамещении, а в качестве примера взял птицеводство. "Хочу обсудить с вами вопросы, связанные с развитием отечественного рынка мяса птицы... Эта продукция очень востребована у нас на рынке... Без всякого преувеличения миллионы граждан России употребляют эту продукцию. Вы знаете, что еще совсем недавно мы, скажем в 2007 году, могли покрыть только 60% потребностей собственного рынка собственным производством, а 40% закупали по импорту. В последние годы отрасль развивается хорошими темпами. Только в 2009 году рост составил 12%. И мы уже более 75% рынка закрываем собственным товаром. Но все равно почти 25% закупаем по импорту. Это еще очень много. Но повторяю: в целом импортозамещение выполняется неплохо. Это в том числе, надеюсь, и результат государственной поддержки: выделение долгосрочных инвестиционных кредитов на строительство комплексов, субсидирование ставки по получаемым кредитам. Добавлю, что в последние годы мы активно используем и механизмы квотирования импорта. Делаем это по согласованию прежде всего с вами, с производителями".

Владимир Путин особо остановился на сложном теоретическом вопросе о целях импортозамещения. "Конечно, импортозамещение, я уже много раз говорил на эту тему, не является самоцелью. Импортозамещение будет иметь место только в том случае, если на рынок будет поступать безопасная для человека, качественная и, что немаловажно, доступная по цене продукция. Чтобы от этого выигрывали и производители сельхозпродукции и, самое главное, потребители — граждане Российской Федерации". Таким образом, импортозамещение, не являясь самоцелью, просто должно происходить — и все.


Наконец, премьер кратко обрисовал отношение властей к тем предпринимателям, которые недостаточно внимания уделяют не являющемуся самоцелью процессу борьбы с импортом. "Еще раз хочу сказать, что все участники рынка, в том числе зарубежные компании, имели достаточно времени, чтобы подготовиться к работе в новых условиях. И надо было, конечно, работать. Надо было деньги вкладывать, не жадничать, своевременно все делать. И тогда не потребовалось бы сегодня некоторым торговым компаниям, которые занимаются закупками за границей, пугать сейчас граждан необоснованным резким повышением цен и так далее. Деньги надо вкладывать в отечественное производство и делать это своевременно. И не халявить здесь".

Российские власти в последнее время вообще часто показывают предпринимателям, в том числе и зарубежным, что деньги надо вкладывать в российское производство, а те, кто занимается импортом, рискуют получить название халявщиков, а не участников частно-государственного партнерства.

В частности, 11 января правительство решило с 8 марта начать выдачу гражданам премий по 50 тыс. рублей за сдаваемые в утиль старые автомобили (см. "Власть" N 2 за этот год). Потратить их можно только на покупку российского автомобиля (не только российских марок, но и зарубежных, но собираемых в России). Таким образом, получается, что спрос на российские автомобили создается в какой-то степени искусственно и на эти автомобили тратятся бюджетные деньги. Иностранным автопроизводителям предлагается учесть это обстоятельство. Мол, если ввозить в Россию иномарки, собранные за рубежом, можно столкнуться с искусственным сокращением спроса с помощью повышенных пошлин, а если наладить сборку на месте, то, напротив, с искусственным увеличением спроса.

Можно вспомнить, что много говорили об импортозамещении российские власти и в начале прошлого года (см. "Власть" N 5 за 2009 год). Например, отвечая на вопрос, не пострадает ли российский рынок лекарств от падения импорта (при том что он на 75% состоит именно из импортных препаратов), представители правительства заявляли, что дело спасет импортозамещение. Министр финансов Алексей Кудрин подчеркивал, что в этом году Россию ожидает значительное уменьшение импорта, но именно оно создаст условия для быстрого экономического роста впоследствии. (Кудрин ссылался на ситуацию после кризиса 1998 года, когда сначала произошло резкое уменьшение импорта, зато в 2000 году Россия показала экономический рост на 10%.) Проводились и импортозаместительные мероприятия вроде значительного повышения пошлин на автомобили. Но потом разговоры об импортозамещении несколько поутихли — в основном потому, что российский ВВП упал почти на 9% и власти, наверное, сочли, что замещать импорт собственным производством пока не очень получается.

И вот теперь разговоры не только возобновились, но и вышли на высокий теоретический (и даже схоластический) уровень: импортозамещение подается и как идеалистическая цель, и как объективная реальность, данная гражданам в ощущении.

Обращает на себя внимание то, что импортозаместительные идеи российские власти обнародуют в условиях, когда Россия продолжает многолетние переговоры о вступлении в ВТО (не то самостоятельном, не то в составе таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией). Между тем ВТО создана как раз для того, чтобы не допускать политики импортозамещения, которая усиленно проводилась в свое время латиноамериканскими и африканскими странами и довела их до полного краха. Импортозамещающие страны согласились войти в ВТО и отказаться от непременной опоры на собственные силы потому, что слишком много задолжали Западу и не знали, как расплатиться. Кроме того, целью ВТО является также недопущение искусственного стимулирования экспорта, которым увлекались страны азиатские. Иными словами, с созданием ВТО в середине 1990-х годов в мире вроде бы возобладало понимание того, что государства не должны создавать искусственную, так сказать, систему внешней торговли, при которой все верят только в национальное производство и не верят в заграничное, рассматривая импорт как инструмент обмана, а то и эксплуатации со стороны злонамеренных иностранных сил. И экспорт также должен развиваться естественным путем, а не рассматриваться как инструмент национальной политики проникновения на иностранную территорию. В общем, не нужно вмешиваться в свободную игру рыночных сил.

Собственно, в условиях нынешнего мирового финансового кризиса все споры в рамках ВТО происходят как раз вокруг этого. Американцы, скажем, продолжают подозревать Китай, который вступил в ВТО после очень долгих переговоров, в том, что китайские власти искусственно развивают экспорт, всячески препятствуя импорту. Например, в октябре прошлого года министерство торговли США объявило, что начинает расследование импорта китайских стальных труб: по мнению ведомства, китайские власти стимулируют их экспорт с помощью специальных субсидий производителям. Расследование началось по просьбе американских трубопроизводителей, которые жалуются на необходимость увольнять работников из-за китайской нечестной конкуренции. США указали, что если будет доказано искусственное стимулирование китайского трубного производства, то антидемпинговые пошлины могут составить 100% стоимости ввозимых в Америку труб. Китай в ответ заявил, что ничего не субсидирует, США просто прибегают к политике протекционизма и что ответными китайскими мерами будет воспрепятствование импорту американских автомобильных запчастей и особенно куриных окорочков.

Впрочем, нельзя не признать, что у ВТО сложилось особое отношение к России и другим нефтедобывающим странам. Ведь мирится же эта организация с существованием экспортных пошлин на нефть в России или с полностью государственной системой нефтеэкспорта, например, в Саудовской Аравии. Между тем в данном случае налицо как раз вмешательство государства во внешнюю торговлю и коррекция действия рыночных сил. Причем речь идет не только об экспорте, но и об импорте. Если бы власти нефтедобывающих стран не забирали значительную часть выручки нефтеэкспортеров в бюджет, мировые цены на нефть были бы значительно ниже и западным импортерам не пришлось бы оплачивать экспортные пошлины нефтедобытчиков из своего кармана. Получается в итоге, что Россия вместе с другими нефтеэкспортерами за счет высоких цен на нефть обеспечивает сокращение физического объема импорта нефти в других странах. И на вырученные нефтедоллары вполне может организовать импортозамещение у себя.

Источник: kommersant.ru

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее