Пир во время чумы

Фильтры

Регион

Новости

Пир во время чумы

Отечественные производители свинины, несмотря на АЧС, могут претендовать на роль глобального поставщика
Через шесть лет рынок свинины ожидает дефицит продукции. По предварительным и весьма скромным подсчетам, к 2020 году россиянам может не хватить одного миллиона тонн свинины. О том, чем будет заполнена эта ниша, и о перспективах отрасли в целом говорили участники заседания Минсельхоза РФ, которое прошло на базе одного из крупных свиноводческих предприятий в Белгородской области.

Министр сельского хозяйства Николай Федоров отметил, что российские производители могут претендовать на роль глобального поставщика свинины и продовольствия в целом, несмотря на непростые условия членства во Всемирной торговой организации. Он уверен, что все возможности у бизнеса для этого есть, а государство, со своей стороны, будет поддерживать приоритетные проекты.

Эксперты отметили, что в настоящее время отрасль свиноводства переживает период восстановления после кризиса конца 2012 года. Как ни парадоксально, за последний год производство свинины в России выросло на десять процентов. Хотя в конце прошлого и начале нынешнего года предприятия переживали непростые времена из-за существенного роста цен на зерно, а также хлынувшей на российский рынок импортной продукции.
Директор департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза РФ Владимир Лабинов отметил, что в среднем рентабельность производства свинины в 2012 году составила 25 процентов. Однако конец года резко контрастирует с началом: многие предприятия понесли колоссальные убытки.

— Себестоимость продукции выросла. И мы можем наблюдать разницу. Так, в Белгородской области прирост составил 47 рублей, а в Смоленской — 89, — отметил Владимир Лабинов. Правда, по его словам, объяснить это какой-либо закономерностью не удалось. Но эксперты выделили следующие факторы: строгая привязка производителей к зерновым ресурсным зонам, а также использование различных технологий, в том числе кустарных.

— В целом же 2012 год складывался для свиноводов драматично, и поэтому было принято решение оказать отрасли разовую поддержку, — напомнил представитель Минсельхоза.
Белгородский губернатор Евгений Савченко существенным риском для отрасли назвал импорт свинины.
— В прошлом году маржа с одного килограмма мяса составила 18,7 рубля, в текущем — минус 10,9, — отметил он. — В настоящее время ситуация выравнивается, экономика вышла в позитивную фазу. Очень хорошо, что в этом году сокращается импорт свинины, его надо уменьшить на все 500 тысяч тонн.
Евгений Савченко уверен, что главным драйвером экономического развития страны является сельское хозяйство.
— И наша область — не исключение, — сказал он. — Мы планируем завершить год с ростом индекса производства на шесть процентов. Объем мяса достигнет полутора миллионов тонн, и примерно половину составит свинина. В регионе создан свиноводческий кластер — от производства зерна до реализации мяса. В прошлом году наши хозяйства произвели 670 тысяч тонн свинины. Это примерно по 25 тонн на одного работающего в отрасли, а добавленная стоимость этих 25 тонн составила два миллиона рублей. Назовите мне еще ка-кую-либо отрасль экономики, где показатель такой же. Разве что в нефтедобывающей.

С этим тезисом эксперты согласились. Однако, по прогнозам, в последующие шесть лет Россия все же может столкнуться с нехваткой свинины на рынке. Первой причиной назвали сокращение поголовья в личных подсобных хозяйствах. По предварительным подсчетам, производство здесь уменьшится на 300 тысяч тонн уже в нынешнем году, а в будущем эта тенденция продолжится. Содержать свиней в ЛПХ становится все рискованнее: из-за дорогих кормов, устаревших технологий, а также угрозы распространения африканской чумы свиней. Личные подсобные и фермерские хозяйства совершенно не защищены от вируса. К тому же, в очагах АЧС поголовье попросту уничтожают.

Кроме того, требования к условиям содержания животных продолжат ужесточаться, и соответствовать им будет все сложнее. К примеру, новый технический регламент Таможенного союза, который должен вступить в силу в следующем году, предусматривает определенные правила убоя скота. Так, животных нужно везти в убойные цеха промпредприятий или создавать свои мини-бойни. И то, и другое накладно для фермерского кошелька и будет увеличивать себестоимость каждого килограмма мяса.

— Необходимо и изменение закона о личном подсобном хозяйстве, — отметил Николай Федоров. — Наш враг — это безответственность, и нужно искать спасение от него в дополнительном урегулировании отношений. Нужно ужесточить правила содержания животных. Но делать это необходимо с учетом опыта других стран и постепенно готовиться к переменам, чтобы они не оказались неожиданными.

Впрочем, гендиректор национального союза свиноводов Юрий Ковалев отметил, что этот и ряд других факторов могут спровоцировать дефицит мяса на рынке, и поделился прогнозом развития отрасли до 2020 года.

— В прошлом году перенасыщение на рынке свинины стало причиной падения цен на нее. Резкий рост импорта на 26 процентов, а также прирост промышленного производства на 18 — и рентабельность в 25-30 процентов превратилась в 15-процентную убыточность, — отметил он. — Но я с удовлетворением могу сказать о том, что за девять месяцев 2013-го снижение импорта составило 17 процентов. По итогам года мы ожидаем 20 процентов, что составит 250-300 тысяч тонн. К тому же, в этом году мы наблюдаем рекордный прирост производства свинины — на 500 тысяч тонн. Это эффект от ввода в строй новых комплексов. Учитывая опыт прошлого года, можно предположить, что это чревато перенасыщением рынка.

— Однако сокращение импорта, рост потребления мяса, а также спад производства на старых комплексах и в ЛПХ позволяют нам говорить о том, что увеличения объема свинины в целом не ожидается, — считает Юрий Ковалев. — Но необходимо понимать, что прежних цен на живых свиней не будет, как неминуемо и снижение рентабельности свиноводческих предприятий: 10-15 процентов — это максимум, на который мы можем рассчитывать. В этой связи можно сказать и о том, что вернуть кредиты за восемь лет становится нереальной задачей. Это срок нужно увеличить до 12 лет. Только так к 2020 отрасль может стать конкурентоспособной.
Юрий Ковалев отметил, что, несмотря на все принятые меры по сокращению импорта, часть экспертов все равно говорят об избытке свинины на рынке.

— Мне пришлось много выслушать о том, что свинины в стране слишком много. Но до 2020 года промышленное производство нужно будет увеличить примерно на миллион тонн, — отметил Юрий Ковалев. — На 300 тысяч тонн будет расти потребление, на 100 сократится производство мяса за счет старых комплексов, на 200 снизится импорт, а на 300 — производство в ЛПХ. И это еще, что называется, скромные прогнозы, — подчеркнул эксперт.
Представители бизнеса, в свою очередь, заговорили о поддержке отрасли, в частности, предприятий по глубокой переработке свинины — с тем, чтобы исключить импорт мясокостной муки в Россию. По словам гендиректора белгородского агрохолдинга Владимира Зотова, отечественным производителям уже удалось добиться того, что на переработку не идет лишь четыре процента массы животного, все остальное — превращается в какой-либо продукт. Теперь дело за наращиванием производственных мощностей и объемов.
— Самое важное, что мы услышали от экспертов о росте потребности в промышленном производстве свинины, — отметил Владимир Зотов. — Важно то, что правительство России подумает над тем, как создать условия российским аграриям, чтобы они смогли выдать этот объем.

Источник: rg.ru

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее