Русское мясо: сегодня и завтра

Фильтры

Регион

Новости

Русское мясо: сегодня и завтра

Несмотря на некоторые положительные результаты нацпроекта «Развитие АПК», российское животноводство по-прежнему зависит от импорта родительского стада. Собственных высокопродуктивных мясных пород КРС в России так и не появилось, а новые свинокомплексы заработают на полную мощность не ранее 2009 года. О проблемах отечественного животноводства рассказывает Николай НЕМЧИНОВ.

Экономический кризис конца 80 – начала 90-х гг. ХХ века больно ударил по АПК. С 1991 по 2005 гг. поголовье крупного рогатого скота сократилось с 54,7 до 21,4 млн голов, свиней – с 35,4 до 13,3 млн голов. Производство мяса скота и птицы на убой в живом весе снизилось с 14,5 до 7,6 млн тонн. Негативную динамику удалось переломить лишь недавно: по итогам 2006 года достигнут рост объемов производства в свиноводстве, к апрелю текущего года удалось остановить падение поголовья КРС. Как сообщил в понедельник Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев «в этом году Россия произведет 1 млн 800 тыс. тонн мяса птицы и, таким образом, впервые перешагнет объем производства эталонного 1990 года». В 2006 году объем производства составил 1 млн 550 тыс. тонн. В целом в 2007 году ожидается увеличение производствсвинины на 7%, мяса птицы на 16% по сравнению с прошлым годом.

Тем не менее, в настоящее время мясное животноводство в целом нерентабельно, а производство мяса КРС по-прежнему остается убыточным. Причин подобной ситуации довольно много, но одними из самых существенных можно считать отсутствие культуры выращивания скота, отсутствие селекционной работы, невысокий престиж отрасли в целом.

Экскурс в историю

В советское время говядина была в России побочным продуктом молочного животноводства, разделения на мясной и молочный скот не было, существовала так называемая «мясомолочная порода». Злые языки еще в советское время шутили, что эта порода не дает ни мяса, ни молока. На убой шел молочный скот, не дававший необходимых надоев. «Во всем мире молочная и мясная отрасли животноводства «разведены», – рассказывает исполнительный директор Союза животноводов России Тенгиз Джапаридзе. – Конечно, и та, и другая дают говядину, но технология, селекция и качество мяса молочного и мясного КРС имеют значительные различия».
Что касается свинины, изначально вся селекция в России была направлена на выведение сальных пород свиней, которые обладали большой толщиной шпика. По словам заместителя генерального директора по животноводству компании «Племзавод Юбилейный» В.В. Фетисова «только в конце 80-х начале 90-х гг. ХХ века российские селекционеры начали заниматься выведением пород свиней мясного направления. Одной из таких пород была СМ-1 «скороспелая» мясная», но в связи с распадом СССР и упадком сельского хозяйства эта порода не нашла большого применения».
«Промышленным животноводством в нашей стране в принципе начали заниматься довольно поздно, - рассказывает исполнительный директор «Сибирской Аграрной Группы» Руслан Гурьев, - Все крупные свиноводческие комплексы активно начали строиться только в середине 80-х. гг. Во-вторых, для быстрого развития селекционно-гибридных центров не было надлежащих условий. В советское время приоритетным было не качество, а количество. И все сельхозпроизводители думали о необходимости выполнить план, а не о снижении себестоимости. Развитие племенного дела, конечно, шло, но оно носило локальный характер. В рамках регионального энтузиазма или узких научных разработок».

В дореволюционной России около 30% всего скота составляли мясные породы. В настоящее время этот показатель снизился более чем в 10 раз и не дотягивает даже до 3%. При этом и тогда, и сейчас особое место занимал мясной скот калмыцкой породы. «В России имеется одна из лучших мясных пород – калмыцкая, но явно не достаточно проводились и проводятся работы по дальнейшему ее улучшению» – считает Анатолий Кучеренко.

Оставшиеся 400 тыс. голов мясного КРС отечественных пород частично потеряли наиболее ценные генетические свойства и нуждаются в селекции. Из них почти 60% поголовья приходится на долю скота калмыцкой породы. Для сравнения: во всем мире доля КРС мясных пород в производстве говядины составляет 2/3 всего поголовья.

«Мясной пояс» России
Один из путей выхода из сложившегося кризиса озвучил в августе 2006 года президент Республики Калмыкия Кирсан Илюмжинов. На встрече с Президентом России Владимиром Путиным президент Калмыкии выдвинул идею создания проекта «Мясного пояса России». Наиболее интересны, для реализации проекта, по мнению Илюмжинова, должны быть южные регионы европейской части РФ, где сосредоточено самое большое количество КРС калмыцкой породы. В него входят субъекты Южного федерального округа, имеющие достаточное количество пастбищ (от 1 млн. до 3 млн. гектаров пастбищных угодий). Это, прежде всего, Ростовская, Волгоградская, Астраханская области, Ставропольский край и Республика Калмыкия. Второй зоной «мясного пояса России» должен стать южно-уральский регион, который в последнее время начал активно развивать мясное скотоводство (Башкирия и Оренбургская область). Наконец, третья зона «мясного пояса» – это Прибайкалье и Забайкалье: Иркутская, Читинская области, Бурятия, Тыва. Главная цель проекта - развитие и возрождение уникальных отечественных мясных пород крупного рогатого скота. Необходимо сформировать в степной зоне России племенное товарное и мясное стадо численностью 3,5 млн.голов на основе отечественных пород. Обеспечить стада естественными пастбищными и сенокосными угодьями достаточными для данного поголовья по площади и кормоёмкости. Эта технология призвана обеспечить наиболее востребованное рынком экологически чистое мясо. И третий компонент успешной реализации проекта – достаточное количество заинтересованных и квалифицированных людей. Путин идею поддержал, прошел год но «пояс», похоже так и не появился. Решающую роль в подобных проектах должен играть большой бизнес, только при его экономической заинтересованности и инициативе такие проекты могут быть реализованы, считает директор по развитию бизнеса и маркетингу компании «Провими» Николай Нестеров.

Еще одна проблема, напрямую связанная с разведением скота - это пастбища. В результате нерационального землепользования многие пастбища деградировали, значительно потеряв биологическую и экономическую продуктивность.

Одно из конкурентных преимуществ России в аграрной сфере – обширные пространства и обилие пастбищ. В то время как западные технологии, из-за их дефицита предусматривают откорм скота на стационарно, российские аграрии, используя ресурс пастбищ, могут значительно снизить издержки производства. Внедрение пастбищной системы содержания мясного стада позволит дополнительно получать ежегодно 300 тысяч тонн говядины при среднем выходе мяса 86 килограммов на одну голову крупного рогатого скота. На первом этапе авторы проекта «мясного пояса» России намерены акцентировать внимание на увеличении поголовья мясного КРС.

Пришельцы с запада

Практически в любом вопросе мнения в России разделяются на приверженцев западных или российских технологий. Многие эксперты отмечают, что по сравнению с западными образцами двухсотлетней селекции отечественные буренки смотрятся довольно серо.

«Отсутствие у нас в стране собственных высоко продуктивных мясных пород скота можно объяснить лишь близорукостью, как соответствующих государственных органов, так и нашего ученого сельскохозяйственного мира» - считает директор ЗАО «Батайское» (Группа компаний «ТАВР») Анатолий Кучеренко. Кроме того, разведение элитных мясных пород дело недешевое, а сельское хозяйство долгое время оставалось в стороне от основных финансовых потоков. Отечественные институты, занимающиеся селекцией существующих пород, по-прежнему находятся в жалком состоянии. Эта сфера высоких технологий в России не развита.
Проблему можно решить гораздо более простыми методами: не нужно изобретать велосипед, надо взять уже существующие продуктивные мясные породы и адаптировать их под российские условия, считает директор по развитию бизнеса и маркетингу компании «Провими» Николай Нестеров: «То, что необходимо развивать мясные и молочные породы отдельно – это не подлежит сомнению. Так развивается животноводство во всем мире и если наши хозяйства хотят быть успешными и конкурентными им необходимо двигаться именно в этом направлении. Для того чтобы вывести новые отечественные породы понадобится много времени, в мире уже существуют успешные и хорошо зарекомендовавшие себя мясные породы, необходимо только адаптировать их к российским условиям, при необходимости, для закрепления отдельных признаков, прилить кровь от отечественных пород. По всем остальным качественным характеристикам они вполне подходят».

Такие зарубежные высокопродуктивные породы как лимузин, шароле и герефорд давно пользуются спросом и популярностью у отечественных животноводов. В то время как привесы большинства отечественных пород редко превышают 400 г в день, западные дают от 600 до 800 грамм в день. Соответственно, уменьшаются сроки выращивания молодняка до убойного веса и увеличивается рентабельность.

Но, от увлечения закупками зарубежного скота предостерегают отечественные ученые. Это может негативно отразиться и на эпизоотии отечественного поголовья, утверждают они, поскольку вместе с ним могут быть завезены заразные болезни, которые впоследствии будут трудно поддаваться диагностике и лечению. К тому же поставляемые породы не всегда оказываются подготовленными к российскому климату.

«Лично мне не понятно, почему сделана ставка на импортные породы, не приспособленные к нашим условиям. У покупателей импортного племенного материала нередко возникают очень серьезные проблемы» - комментирует Николаевич Кучеренко - За границей надо приобретать скот не массово, а строго индивидуально, учитывая, что и по селекции и по генетике страны Западной Европы нас обогнали, у них надо приобретать в первую очередь производителей».

Чтобы поднять отечественные породы на необходимый уровень, необходимы десятилетия работы, у России этого времени нет. Этот тот редкий случай, когда деньги решают далеко не все, и время гораздо дороже.

Сегодня государственная программа развития животноводства имеет один существенный недостаток, - отмечает Руслан Гурьев, - она направлена на получение быстрого эффекта. Реально же даже за 5 лет нормального селекционно-гибридного центра не создать. Потому что это научная деятельность высокого уровня, это постоянный отбор лучших представителей пород, это мониторинг результатов скрещивания и т.д. На западе это вообще уже сфера высоких технологий. А для обеспечения безопасности отрасли нужен не один племзавод, а несколько региональных центров, которые бы составили племенное ядро».
По мнению заместителя генерального директора по животноводству компании «Племзавод Юбилейный» Владимира Фетисова. Сегодня необходимо вкладывать деньги в создание интегрированной племенной сети в России, т.е. начиная от создания племенных заводов и селекционно-генетических центров, которые бы обеспечивали потребности внутреннего рынка поголовьем, обладающим необходимым генетическим потенциалом.

По оценке Союза животноводов России на сегодняшний день в России более 20 племзаводов и несколько сотен репродукторов мясного скота российских и зарубежных пород. Но, отсутствие необходимого опыта и квалифицированных специалистов тормозит дело уже на начальном этапе. Очевидно, что проблему улучшения качества пород скота путем бесконечных закупок решить невозможно, необходимо также развивать отечественную селекцию.

Воспользоваться шансом

Считается что мясное животноводство менее затратно, чем молочное, однако желающих им заняться по-прежнему немного. Эксперты считают причиной диспаритет цен и невыгодную конъюнктуру рынка, кроме того, у многих животноводов еще не сложилось мнение, какие породы для них оптимальны.

Важна проблема – рентабельность животноводческих хозяйств. Возврат инвестиций в свиноводстве – через 5-7 лет в производстве КРС – 8-10 лет. В среднем отечественные хозяйства на 100 коров получают только 70 телят, на Западе хозяйства с такими результатами обычно становятся банкротами, в России государство делает все, чтобы они оставалось на плаву.
Нельзя сказать, что государство ничего не предпринимает, скорее – наоборот, остается лишь вопрос в эффективности подобной поддержки. Сегодня на помощь отрасли брошены серьезные финансовые ресурсы, начал давать первые результаты нацпроект «Развитие АПК», принят федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», завершается подготовка пятилетней программы развития сельского хозяйства. Президент подписал поправки в Налоговый кодекс, которые предусматривают освобождение от налога на добавленную стоимость на 3 года с 1 января 2007 года ввоза племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец и коз. Кроме того, с нулевым НДС будут ввозиться семя и эмбрионы племенных домашних животных, племенных лошадей, а также племенное яйцо. Освобождение касается не только сельхозпроизводителей или индивидуальных предпринимателей-фермеров, но и тех, кто ввозит животных по лизингу. «Правительство будет расширять поддержку животноводства с помощью кредитов», - заявил в феврале текущего года Владимир Путин. Внушительные суммы финансовой поддержки для отрасли ежегодно выбивает Глава Минсельхоза РФ Алексей Гордеев. В следующем году аграрный бюджет увеличится на 20 млрд рублей. Насколько эффективны эти меры мы узнаем только после 2009 года.
По мнению директора по развитию бизнеса и маркетингу компании «Провими» Николая Нестерова вполне достаточно, если государство создаст «экономические условия для развития отрасли, привлечения инвестиций и повышения заинтересованности бизнеса; если мясное скотоводство будет приносить доход – компании сами будут осуществлять необходимую поддержку науке, заказывать инновационную продукцию, повышающую их конкурентоспособность на рынке и платить за это немалые деньги».
Никогда в российской истории не было столь благоприятных условий для развития животноводства, смогут ли воспользоваться этим отечественные мясопроизводители покажет время.

Мясной рынок

Также в разделе

Комментарии (0)

13 субсидий от государства

Условия получения
ЧИТАТЬ