Оленеводство ведет Ямал к социальному взрыву

Фильтры

Регион

Новости

Оленеводство ведет Ямал к социальному взрыву

Крупнейшее в мире стадо оленей может уничтожить все пастбища в регионе
Весной губернатор Ямала стал лауреатом премии имени Витуса Беринга в номинации «Лучший губернатор-2008». Его наградили за конкретные достижения: численность коренных малочисленных народов Севера (КМНС) в автономном округе за последние 15 лет увеличилась почти на четверть, успешно приумножается поголовье оленей – основа жизнедеятельности аборигенных народов. На сегодняшний день на Ямале пасется самое крупное в мире стадо северного домашнего оленя – свыше 700 тыс. голов. Но существует у этих достижений и обратная сторона медали. Такая численность стада в скором времени приведет к уничтожению пастбищ, начнется массовый падеж оленей, что приведет к высокой социальной напряженности особенно в рядах КМНС. О том, как обстоит ситуация на данный момент и каковы пути ее решения – в материале «УралПолит.Ru».

Как рассказал в беседе с корреспондентом «УралПолит.Ru» заместитель директора по научной работе Института экологии растений и животных УрО РАН, доктор биологических наук Владимир Богданов , на Ямале существует большая проблема – перевыпас оленей. На данный момент стадо оленей более чем в 2 раза превышает оленеемкость пастбищ Ямала. Сейчас общая численность оленей составляет 730 тыс. голов, при оленеемкости территории в 250 – 300 тыс. Особенно сильный перевыпас на Ямале и Полярном Урале. В восточной части округа состояние оленеводства значительно лучше. По его мнению, крайне важно снижать численность поголовья северного оленя уже сейчас, а для этого нужны специальные программы, средства.

«Вообще домашнее оленеводство в ЯНАО можно рассматривать как парадокс. На территории, где добывается 90% российского газа, сейчас существует самое большое в мире стадо домашних северных оленей», – привел данные Владимир Богданов . «Олени едят и вытаптывают растительность. Многие древние цивилизации погибли из-за скотоводства, так как был большой перевыпас. Есть мнение, что пустыня Сахара имеет «рукотворное» происхождение. Не исключено, что это вовсе не так, но там постоянно находят скелеты крокодилов, бегемотов и других животных, что свидетельствует о том, что там была вода, растительность. Такая участь может ожидать и Ямал», – поделился интересными фактами доктор наук.

По данным Института экологии растений и животных, сейчас налицо сильное опустынивание Ямала. Подорвана зимняя кормовая база – на Полярном Урале есть места, где уже до 40% видов лишайников практически исчезли. Основные кормовые лишайники – кладины, или ягель. Они здесь стали большой редкостью. Олени едят не только растения, могут разорить и гнезда птиц, съесть лемминга. «Если мы не предпримем каких-то шагов, например, по выкупу оленей у местных оленеводов, по оплате за недовыпас (не выпасать на истощенных пастбищах за денежную компенсацию). Но это все дополнительные расходы, а если их не предусмотреть, меры не предпринять, то природа свое возьмет – начнется массовый падеж оленей из-за нехватки кормов, а также массовые эпизоотии. Популяционные законы сработают, и численность оленей неотвратимо будет снижаться», – посетовал Владимир Богданов .

Ученый подчеркнул, что оленеводство – крайне важно для Ямало-Ненецкого округа. «Олени – жизнь для ненцев. Этнос ненцев не может существовать без оленей. Олень дает им пищу, кров, одежду, транспорт. Все проблемы, которые я озвучиваю, основная, подавляющая часть населения Ямала не заметит. Потому что коренных малочисленных народов Севера в округе около 50 тысяч человек, а остальное население на порядок выше (около 500 тысяч человек). Это городское население просто не заметит, что исчезли какие-то виды растений, значительно меньше стало рыбы, начался падеж оленей. Главная проблема в этой ситуации – социальная. Снижение биоресурсов обязательно потянет за собой социальные проблемы: качество жизни коренного населения резко снизится», – заявил Владимир Богданов .

За разъяснением ситуации корреспондент «УралПолит.Ru» обратился в Департамент по развитию агропромышленного комплекса ЯНАО. По словам сотрудника производственного отдела департамента, факт перевыпаса никто не отрицает, он есть. «Особенно велик перевыпас в Тазовском, Приуральском и Ямальском районах. Департамент сейчас заключает с оленеводами различные договоры о том, чтобы изымать излишнее поголовье. Ведется строительство убойных пунктов вблизи мест выпаса особо многочисленных стад», – пояснил специалист департамента.

Сотрудники департамента стараются заинтересовать оленеводов в уменьшении поголовья северного оленя, чтобы они сдавали больше мяса. Но существуют сложности и с тем, что на ямальские пастбища свои стада приводят семьи из соседних северных регионов – Архангельской области, Республики Коми. Неорганизованные частные стада приходят на территорию ЯНАО и наносят значительный урон весенним пастбищам.
Так как семьи оленеводов постоянно кочуют, скоординировать их каслания тяжело, организовать убойные заводы также сложно, потому что до каждого человека не удастся донести информацию, о том, где он построен. «У многих оленеводов даже паспорта еще 70-х годов прошлого века. Они с чумом каслают, через Уральские горы перебирутся, на зиму на Ямал придут, будет лето – вернутся обратно. Пастбища при этом страдают. Проблема большая, но ее не решить никогда», – заявили в производственном отделе департамента развития АПК ЯНАО.

В департаменте не находят действенных мер по решению этого острого вопроса. «Природа сама все отрегулирует. Когда кормов не будет, начнется массовый падеж, тогда и пастбища потихоньку начнут восстанавливаться», – рассказал специалист производственного отдела.

Отметим, что проблемой перевыпаса северных оленей на территории ЯНАО заинтересовались в Министерстве сельского хозяйства России. Для получения компетентного мнения и информации о возможном решении данного вопроса «УралПолит.Ru» направил в Москву официальный запрос. Подробности – в следующем материале «УралПолит.Ru».

Источник: «УралПолит.Ru»

Также в разделе

Комментарии (0)

Приоткрываем завесу будущего

Тренды в мясопереработке
ЧИТАТЬ