Сельские подворья Казахстана – мощнейший резерв увеличения производства мяса и молока на ближайшие годы

Фильтры

Регион

Новости

Сельские подворья Казахстана – мощнейший резерв увеличения производства мяса и молока на ближайшие годы

Казахстан должен стать страной, экспортирующей мясо. Об этом Президент Нурсултан Назарбаев заявил в середине ноября во время встречи со студентами и профессорско-преподавательским составом Казахского национального аграрного университета в Алматы.

Глава государства фактически обозначил программу развития животноводства в качестве одной из важнейших для Казахстана отрасли. Причем не только для экспорта мяса, что в былые годы приносило прибыль и славу, но и для обеспечения им населения республики. Сегодня РК занимает в СНГ, после России и Украины, третье место по производству мяса. Но тем не менее в нашей стране его потребляют больше, чем производят.

В частности, в 2007 году мяса, птицы и пищевых субпродуктов было получено 846 тыс. тонн, а съедено казахстанцами свыше 1 млн. тонн. Если вычесть птицу и ливер и считать только животное мясо, то потребность в нем в Казахстане в 2008 году, согласно национальной норме, составила 735,2 тыс. тонн, а фактическое потребление было на уровне 970 тыс. тонн, что больше на 32%. Не намного изменилась эта пропорция и в последующие годы. Поэтому и неудивительно, что на рынках республики можно встретить мясо не только из России и Средней Азии, но и из Австралии, Аргентины, Бразилии, не говоря уже о Китае.

Сегодня поставлена задача развития животноводческой продукции на экспорт. Хочу лишь выразить свои сомнения, и даже опасения, насчет того, что все будет исполнено так, как намечено в программе. Примером такого расхождения у исполнителей стали, по данным фискальных служб, программы «Питьевая вода», создание вокруг городов крупных молочных и животноводческих хозяйств и откормочных площадок с новыми технологиями производства, то есть «продовольственных поясов». На реализацию этих проектов было затрачено много средств, а сейчас выясняется: немалые суммы ушли в песок, а ожидаемый эффект – минимальный.

К такому опасению добавлю, что в мае 2010 года перед Министерством сельского хозяйства поставлена задача – развивать животноводство в целях увеличения производства мяса на экспорт, поскольку вокруг Казахстана есть рынки со свободными нишами. Был обозначен и ряд обязательных условий: подготовить заготовительные пункты, проработать вопрос о соответст­вии ветеринарных норм, чтобы не возникали искусственные барьеры по экспорту мяса, не делать ставку только на монокультуры и на традиционные специализации в животноводстве и так далее.

А вскоре в СМИ появились радужные высказывания одного из руководителей Минсельхоза, который авторитетно заявил, что к 2020 году РК будет поставлять на экспорт 200 тыс. тонн мяса.

В 1992–1993 годах Казахстан экспортировал до 347 тыс. тонн мяса в год, в основном на российский рынок. И теперь, с созданием Таможенного союза и отменой прежних жестких квот на экспорт мяса, его поставки за рубеж будут расти, а бизнес станет вкладывать средства в эту отрасль. То есть само собой напрашивался вывод о том, что «корень зла» таился в квотах, таможне и недальновидности бизнеса. И если ситуацию изменить, то будут декларируемые 200 тыс. тонн мяса соответствующего международным стандартам.

А вот те, кто непосредственно выращивает скотину, в этом сомневаются и считают: причины нынешнего медленного развития животноводства – в недостаточном производстве сочных кормов. К тому же они имеют такую цену, что делают животноводство убыточным. Разве это нормально, когда с экранов телевизоров и со страниц региональных газет крестьяне, которые прежде охотно выращивали живность, с болью говорят: сегодня им выгоднее зарезать скотину, чем ее откармливать? Так как цена, к примеру, «копеечных» не так давно тех же отрубей сегодня составляет уже 22 тенге за килограм.

Прибавьте сюда сокращение посевных площадей кормовых культур, несоблюдение технологий заготовки кормов, неэффективное использование пастбищ, недостаточную техническую и технологическую оснащенность комбикормовых производств Казахстана. Можно и дальше перечислять минусы: селекционные, ветеринарии, высокую себестоимость продукции сельского хозяйства, но вывод будет один: экспорт – это хорошо, но он требует большой предварительной, кропотливой работы. И четкого понимания того, каким идти путем на ближайшем этапе программы.

Сегодня звучат призывы, что в развитии животноводства ставку следует делать на крупные комплексы. Идея замечательная, но она осуществима только при наличии дешевых и разнообразных кормов, а их, к сожалению, в большинстве регионов страны нет. Не приходится сбрасывать со счета и стоимость самого строи­тельства ферм, их оснащения автоматизированным и электронным оборудованием. Плюс затраты на электроэнергию и подготовку персонала. Кстати, прежде чем соорудить где-либо комплекс, туда следует завлечь построенными домами и инфраструктурой людей из городов. По той причине, что села полупусты.

Поэтому, ни в коей мере не отвергая программу экспортного животноводства и сооружения промышленных комплексов, сегодня ради роста поголовья скота и производства мяса, пожалуй, следует сделать промежуточную ставку на крестьянские товарищества и подворья. Поощряя их за каждую дополнительную голову скота и приплод, помогая снизить затраты на корм. Китай, к примеру, пошел этим путем и сегодня резко увеличил производство мяса. Там даже в аренду на время отдают скот сельским жителям. В итоге в выигрыше государство и арендатор. По такому же пути сейчас пошли и в нашей стране.

В частности, 30 семей села Берегового получили в аренду от местного СПК «Нукер» в качестве поддержки по высокоудойной корове. При этом сельский потребительский кооператив поставил сельчанам, взявшим буренок напрокат, лишь два условия: молоко они сдают им по цене 30 тенге за литр, а также телят от этих животных. Арендаторы, выполнившие условия договора, через три года получают коров в собственность. Вдобавок для поддержки договорников «Нукер» взял на себя обязательство обеспечить животных кормами на зиму.

Несколькими месяцами раньше бывший СПК «Ертис» раздал крестьянам экибастузской сельской зоны 10 отар по сто голов с условием, что через пять лет каждый арендатор вернет уже по 200 баранов, оставив приплод себе. А это порядка 300 голов.

Большую ставку на личные подворья делает и аким Иртышского района области Владимир Левченко. По его твердому убеждению, из бедности сельчан выведет лишь личное подворье. Будучи несколько лет назад акимом Павлодарского района, Владимир Иванович ввел практику – ограничить помощь нуждающимся только деньгами.

– Я не раз убеждался в том, что те деньги, которые мы выдавали малоимущим, у них уходили, как говорится, сквозь пальцы. То есть они их тратили бездумно, нисколько не укрепляя свой достаток, и завтра вновь приходили в акиматы за помощью. Поэтому я считал и считаю: таким людям следует помочь весной вспахать землю и дать семенной картофель для посадки. А также передать на развод птицу, поросенка или телочку, оказав помощь кормами, – говорит он.

Надо сказать, что в текущем году в районе 37 семей получили в качестве социальной помощи скот на сумму 2,8 млн. тенге. 25 – обзавелись коровами, телятами и кормом. И это не весь перечень. Так как, по словам акима, современное состояние сельскохозяйственного производства таково, что 80% его объема приходится на личные подворья.

Поэтому, обращаясь к депутатам района на одной из сессий, В. Левченко сказал, что надо не только стремиться сохранить подворья сельчан, но и думать об их развитии. Расчеты показывают, подчеркнул аким, что на сдаче мяса и молока подворья­ми района можно собрать продукции на миллиард тенге. Сбор шкур даст около 20 млн. тенге, а шерсти – более полумиллиона.

То есть, как курочка по зернышку, можно в целом по стране заготовить в достатке для населения и мяса, и молока.

Источник: kazpravda.kz

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее